Чему учат гаджеты: онлайн-обучение в Казахстане

Современное обучение выходит за пределы бумажных учебников. Если раньше на уроках нельзя было пользоваться планшетом, а дома компьютер предназначался лишь для игр, сегодня ситуация в корне изменилась. Электронное образование в Казахстане стремительно развивается. Онлайн-учебники внедряются в школах, причем доступны они не только для учеников, но и для повышения квалификации преподавателей. О том, как именно разрабатывается цифровой образовательный контент и в чем преимущества электронных книг над бумажными, рассказал исполнительный директор компании Bilim Media Group Санжар Кенжеханұлы.

— Санжар, расскажите, пожалуйста, чем руководствуется ваша компания при разработке электронного образовательного контента для пользователей?

— В первую очередь, разработка электронного контента BilimLand ведется на базе государственных общеобязательных стандартов МОН РК. Наши ресурсы регулярно проходят экспертизу центра «Учебник» при министерстве и рекомендованы к использованию в учреждениях образования Казахстана. Также мы учитываем все требования школьной литературы, по которой обучаются дети. Все замечания пользователей принимаются во внимание, чтобы наши образовательные ресурсы были действительно полезными и эффективными. Разработка контента BilimLand для работы в режиме офлайн, то есть без доступа в интернет, тоже не менее важна. Для всех платформ и видов устройств у нас единый дизайн и юзабилити, чтобы пользователь легко ориентировался по интерфейсу.

— Для каких гаджетов адаптированы предлагаемые материалы? Возможно ли на платформе аудиообучение?

— Нашими онлайн-ресурсами можно пользоваться, находясь за компьютером, держа в руках мобильный телефон или планшет. Все материалы адаптированы под данные устройства. Что касается аудиообучения, то на сайте в основном представлены интерактивные уроки, требующие непосредственного участия обучающегося, однако есть и аудиокурсы — это, например, хрестоматия на казахском и русском языках, казахская литература и другие предметы, специально направленные на слуховое восприятие информации. Такие возможности очень удобны и для детей с особыми образовательными потребностями, которым мы предоставляем бесплатный доступ.

— Интересно узнать, какие офлайн-решения доступны на вашем сайте?

— Наша компания уделяет большое внимание вопросу сельского образования, особенно это касается школ со слабым или отсутствующим интернетом. В связи с этим разработано индивидуальное обучающее устройство BilimBook – планшет-компьютер с загруженными образовательными ресурсами. Работает оно без интернета в режиме офлайн. BilimBook предназначен для индивидуального использования учеником как дома, так и в школе с целью повышения мотивации к обучению и стимулирования познавательной активности. Для учителя это инструмент для внедрения инновационных педагогических технологий, методов и моделей в процесс образования. Также на сайте доступна вся линейка других офлайн-решений, которые обновляются каждый год.

— Как вы считаете, в чем преимущества электронных учебников над бумажными?

— Один электронный урок на BilimLand состоит из многочисленных видео- и анимационных материалов, красочных изображений, интерактивных задач, демонстрационных и интерактивных карт, симуляторов и тренажеров, упражнений, тестов, а также другого мультимедийного материала. Есть возможность получить мгновенную обратную связь, воспользоваться подсказкой и получить вектор работы над ошибками. Контент сайтов регулярно обновляется. Я считаю, что учитель, являющийся примером для ученика, должен свободно пользоваться современными гаджетами на уроке и показывать, что используя инновационные устройства, можно не только играть и общаться, но еще обучаться и развивать свои навыки. Хорошо подготовленный школьник сегодня – высококвалифицированный гражданин нашей страны завтра.

— Скажите, а какая работа проводится по повышению квалификации учителей?

— В течение года мы проводим бесплатные выездные тренинги и онлайн-вебинары для десятков тысяч преподавателей. В городах и регионах созданы ресурсные центры «Bilim Lab», где ежедневно проводятся занятия. Кроме того, мы сотрудничаем с компанией Майкрософт, и на базе ее решений проводим обучение в школах республики. Также на сайте есть раздел «Страница учителя», который был создан с целью обмена опытом среди педагогов по применению ИКТ. Здесь публикуются лучшие поурочные планы и видеозаписи уроков преподавателей, принимавших участие в нашем ежегодном конкурсе «Учитель-новатор». Педагоги могут ознакомиться с работами и использовать опыт прогрессивных коллег в своей ежедневной практике.

— На ваш взгляд, как сейчас развивается рынок электронного обучения в Казахстане?

— Очень динамично. Мы в этом деле с 2011 года и являемся одними из немногих первопроходцев. Основным драйвером, конечно, является государство. Банки и частные вложения здесь редкость. В нашей стране очень много вкладывается государством в цифровизацию образования в рамках программы «Цифровой Казахстан», и открывается много возможностей для тех, кто хочет заниматься бизнесом или социальными проектами в образовании. Во все школы протягивают широкополосный интернет, закупают компьютеры, робототехнику, открывают IT-классы. У вузов имеются собственные платформы для управления учебными процессами и контентом, так называемые Learning Management System и Massive open online course. Существуют и проблемы. Но я считаю, они решаются поэтапно, главное не забывать о перспективах.

— Чем вы были мотивированы в начале пути? Что сподвигло вас на создание именно такого бизнеса?

— Основателем и лидером нашей команды является Рауан Кенжеханұлы. Он сформулировал простую и ясную миссию нашей команды – качественное образование, доступное всем! Обучаясь в Гарварде, Рауан поставил себе задачу создать платформу и цифровой контент, который усилит качество образования и станет доступным для школ в областях и аулах. Ведь это сфера, через которую проходит вся страна. Именно качество обучения является основой человеческого капитала любой страны. Для нас это не просто бизнес, а вклад в развитие общества.

— Вы частная компания. Сейчас ваши продукты внедряются на государственном уровне. Каким образом удалось получить господдержку?

— Я думаю, что нам очень повезло с командой. Мы любим, ценим наших пользователей и свое дело. Всегда вместе обсуждаем планы и стараемся принимать правильные взвешенные решения с минимальными издержками. Были моменты, когда мы очень быстро росли, из-за чего обжигались. Но учась на ошибках, со временем удалось понять, что многое зависит от хорошего плана и постоянного совершенствования рабочего процесса. Самое главное – наши образовательные ресурсы созданы, чтобы приносить пользу сейчас и в долгосрочной перспективе. Мы боимся переоценить себя. Стараемся бережно относиться к партнерам. Мы делаем это, чтобы не потерять доверие учителей, родителей и детей. Считаю, что государство будет поддерживать те команды, которые относятся к делу с ответственностью и приносят пользу обществу.

— Какое будущее вы видите в этом направлении?

— Мы развиваем адаптивное обучение, где платформа выстраивает контент под пользователя, под его уровень и нужды. Много работаем над его аналитическими возможностями, чтобы логика подсказывала пользователю, как улучшить результат. В конце обучения мы хотели бы помочь ребенку выбрать специальность. Также разрабатываем мобильные приложения, которые долго планировали и надеемся, что приняли правильные решения, касающиеся их формата. Разумеется, мы хотим расширяться и уже третий год работаем над тем, чтобы выйти на международный рынок. В этом направлении нам не хватает опыта, и мы ищем правильного партнера.

— Как принятие госпрограммы «Цифровой Казахстан» повлияло на развитие вашего детища?

— Когда программа «Цифровой Казахстан» вступила в силу, к BilimLand уже были подключены все школы страны. Но как только оно стартовала, мы сразу почувствовали концентрацию внимания местных исполнительных органов на цифровизацию обучающего процесса. С 2018 года количество посещений увеличилось в два раза, так же, как увеличились продажи наших офлайн-решений. Можно сказать, что мы готовились к «Цифровому Казахстану». Цифровизация образования не может быть успешной и полезной, если будет содержать в себе только инфраструктуру и оборудование. Качественное содержание является основой. В свое время Стив Джобс сказал очень просто и ясно, что не может быть крутого продукта без качественного контента. Поэтому цифровизация образования и наши образовательные ресурсы дополняют друг друга.


Последние новости


Комментарии: 0

Комментариев пока нет.

Оставьте комментарий