Что такое RPA?

RPA (robotic process automation) расшифровывается как роботизированная автоматизация бизнес-процессов. Эта революционная технология позволяет снизить общий объем работ организации благодаря “цифровым ассистентам”, которые выполняют стандартизированные и повторяющиеся задачи вместо сотрудников в режиме 24/7. В основном, эти ассистенты/роботы занимаются созданием отчетов, консолидированием информации из разных источников, ведением аналитики, обработкой данных и выполнением определенных транзакций в устоявшихся бизнес-процессах. Робот имитирует действия сотрудника через существующий пользовательский интерфейс, что позволяет ему одновременно взаимодействовать с несколькими приложениями.

Роботизированные бизнес-процессы позволяют высвободить ресурсы сотрудника на дополнительные задачи или другую активность, а также трансформировать сотрудника в менеджера по работе с отклонениями транзакций в бизнес процессах банка (т.е. следить за отклонениями выполняемых транзакций и обрабатывать их вручную, с последующей корректировкой логики робота), в том числе есть косвенный эффект связанный с улучшением клиентского сервиса, скорость выполнения транзакций и сопутствующая экономия.

Основные плюсы RPA

Главным преимуществом этой технологии является высвобождение времени и ресурсов сотрудников для работы над более важными и сложными задачами требующие полного вовлечения и внимания, приносящие максимальную пользу/прибыль для организации. Также, роботы готовы к работе круглосуточно и без выходных, без болезней, что актуально в период эпидемиологической ситуацией во всем мире, гарантируя высокую точность выполнения поставленных задач, без риска простоев и снижения уровня клиентского сервиса. Все это позволяет оптимизировать человеческие и производственные ресурсы организации.

Банковская сфера является одной из самых подходящих секторов для внедрения RPA, так как осуществление цикличных и монотонных задач сотрудниками происходит на ежедневной основе. Также выплывает вопрос безопасности и рисков. ИТ-департаменты консервативно относятся к внедрению технических инноваций в силу риска нарушения работы существующих систем. Крупные банковские организации используют проверенные временем устаревшие ИТ-системы и инфраструктуры, что, к сожалению, приостанавливает цифровую трансформацию организации. RPA не меняет существующие ИТ системы; эта технология разворачивается поверх этих систем, гарантируя неизменность и стабильность их работы.

RPA в Народном Банке

Когда и почему началось внедрение RPA в АО «Народный Банк Казахстана»? Какие проекты уже находятся в активной эксплуатации?

Внедрение технологий роботизации бизнес-процессов в АО «Народный Банк Казахстана» началось с августа 2019 года. Эта инициатива стала частью глобального проекта банка по цифровой трансформации. Ранее команда по роботизации занималась и занимается автоматизацией процессов тестирования, а также CI/CD.

Один из самых первых запущенных роботов в АО «Народный Банк Казахстана», занимается обработкой исходящих международных переводов. Основной целью робота является оценка риска перевода клиента в соответствии с валютным законодательством установленным Национальным Банком Республики Казахстан. После первого запуска робота, обработка составила более 20% всех исходящих международных переводов.

Параллельный проект по роботизации затронул сферу погашения задолженностей с транзитного счета. Изначально, обработкой транзакции занималось 5 человек в течении 5 дней. При таком же объеме работ, один робот успевает выполнить эти транзакции в течении одного дня. При первой же итерации робот смог обработать более 60% всех транзакции, ранее выполняемые сотрудниками. Сейчас, за счет менеджеров по работе с отклонениями и дальнейшими доработками, робот успевает обрабатывать до 90% всех транзакций.

На данный момент, около 10 роботов занимаются скрэйпингом данных внешних сайтов по запросу различных бизнес-подразделений. Также, около 8 роботов в активном режиме ежеминутно обрабатывают банковские транзакции и выполняют различную аналитику. В целом до конца года в Банке планируется увеличить количество роботов до 30.

Стоит отметить, что на разных участках работы робота можно масштабировать или клонировать, что подходит под различные бизнес задачи.

Направление по роботизации бизнес-процессов достаточно молодое и вызывает ряд опасений и сомнений со стороны заказчиков. Опираясь на наш опыт, мы заметили, что после внедрения первого робота и практической демонстрации его эффективности, уровень доверия заказчика возрос и таким образом увеличил количество заказчиков. Главное пройти первую черту недоверия и опасения! Возникают новые требования и формируется усовершенствованная логика для обработки большего количества транзакций. Клиент (бизнес заказчик) начинает требовать большего участия робота в различных бизнес-процессах. В целом, внедрение робота является двухсторонней беседой, в которой наша команда и бизнес заказчики ищут возможности и определяют процессы для последующей роботизации.

 

Девиз нашей команды: “Больше чем роботизация!”. Мы смотрим в будущее и идем на шаг вперед благодаря внедрению технологий машинного обучения и искусственного интеллекта при разработке проектов по роботизации задач. RPA в совокупности с AI позволяет перейти на следующую ступень в сфере автоматизации бизнес-процессов, которое называется Intelligent Process Automation. В основном, RPA работает с структурированными данными, и робот следует четким инструкциям разработчика. В случае с неструктурированными данными (текстовые файлы, графические изображения), робот должен иметь дополнительные «когнитивные» способности для работы над более сложными задачами с элементами принятия решений. Используются инновационные модели обработки естественного языка и технологии оптического распознавания символов для извлечения информации из различных финансовых документов, модели машинного и глубокого обучения для прогнозирования и классификации данных, а также in-house решения для создания роботов по автоматизации процессов.

В будущем, команда стремится создавать умных роботов, которые:

  • смогут углубляться в более сложный анализ самих бизнес-процессов и принимать самостоятельные решения. Для этого у Банка имеется достаточное количество данных, собранных за последние 10 — 15 лет, которые содержат в себе все принятые решения сотрудников за этот период. Если же определенный бизнес-процесс не имеет достаточного количества данных для построения умного робота, то технология роботизации бизнес-процессов помогает правильно выстроить архитектуру поставки данных для будущей интеграции в модели машинного обучения.
  • в не далекой перспективе будут создаваться роботы, которые будут помогать людям находить быстрее отклонения в выполняемых транзакциях и сопровождать, т.е. роботы будут контролировать роботов.

АО «Народный Банк Казахстана» является одним из первых банков, который создает уникальные решения, для сотрудников и клиентов. Команда разработчиков с энтузиазмом готова улучшать клиентский сервис, а сотрудников Банка избавлять от стандартных, рутинных задач.


Последние новости


Комментарии: 0

Комментариев пока нет.

Оставьте комментарий