ТЕЛЕМЕДИЦИНА – АВИЦЕННА ПО СКАЙПУ

Телемедицина – дистанционное получение медицинской помощи с использованием современных технологий. Проект для нашей страны не новый — в казахстане с 2004 по 2016 годы проведено свыше 133 тыс. Телемедицинских консультаций.

Понятно, что обязательным условием развития телемедицины является развитие современных телекоммуникационных технологий и, соответственно, доступности быстрого интернета.  Поэтому онлайн-прием у врача практикуется чаще всего в ведущих странах.

В здоровом деле – здоровый дух

Любопытен немецкий опыт. Как сообщает сайт радио «немецкая волна» https://www.dw.com, в отличие от многих развитых госуадарств, фрг пока отстает по части внедрения телемедицины.

Отмечается, что немцы очень любят лечиться — в среднем каждый житель германии ходит к врачу 18 раз в год.  На поддержание здоровья немцев ежегодно расходуется более 300 миллиардов евро (примерно два годовых бюджета рк). Это взносы в немецкие больничные кассы (страховая медицина) и дотации из бюджета.

Плотность врачей на душу населения германии в целом очень высока, но в провинции ситуация хуже.  Поэтому конгресс немецких врачей   в середине мая 2018 года разрешил в германии телемедицину.

Важно отметить, что консервативная германия разрешает врачам «вести» своего пациента   по телефону или интернету лишь после первого очного приема.

Так поступают, к примеру, кардиологи из знаменитой берлинской университетской клиники charite. Пациентам из отдаленных районов, лечившимся в этом стационаре, выдают на дом переносную аппаратуру, с помощью которой они каждое утро измеряют себе давление и делают электрокардиограмму. Эти данные автоматически появляются   на экране компьютера лечащего врача. Если что-то не в порядке, он дает указания пациенту дистанционно, или просит приехать в клинику.

Но с этого года в отдельных случаях врачи смогут ставить диагноз и даже назначать терапию дистанционно. Причем, делать это разрешается в любое удобное для пациента время.

А вот получать медицинские консультации по интернету или телефону можно было и раньше. Такие услуги уже несколько лет предоставляет стартап из мюнхена teleclinic, которая заключила контракты с 250 врачами в разных уголках германии и в прошлом году обслужила уже 10 тысяч пациентов.

После регистрации на сайте фирмы или через специальное приложение к мобильному телефону, следует видеозвонок по указанному номеру, который попадает к сотруднику teleclinic. Как правило, это студент-старшекурсник медицинского вуза, который проводит первый опрос. Если ситуация сложная, то пациенту вызывают домой «скорую помощь».  В обычном случае, он посоветует к какому   специалисту нужно обратиться.

Через несколько минут после первого контакта пациент получает электронное письмо с указанием, какой врач и когда выйдет с ним на видеосвязь на следующий день.

Правда, телеврач в фрг может только консультировать, а   выписывать рецепт и оформить больничный можно только при очном осмотре, отмечает сайт.

Зато в федеральной земле баден-вюртемберг с октября 2017 года проводится эксперимент —  местные жители могут получать по интернету весь пакет медицинских услуг, включая диагноз, назначение врача, рецепт и даже больничный.

Что касается стоимости, то за услуги teleclinic пациентам по всей германии придётся платить из своего кармана — 30,95 евро за каждый сеанс видеочата, 20  из них получает врач.  Эти расходы возмещают своим клиентам пока только отдельные частные и государственные больничные кассы. Зато в баден-вюртемберге видеотерапия входит в комплект оплачиваемых медицинской страховкой услуг.

Как сообщается, результаты эксперимента обнадеживают – в 50%   случаев онлайн-приемов, пациентам не пришлось идти на очный прием к врачу. Телемедицина избавляет многих людей — особенно в провинции — от долгих поездок до ближайшего доктора, а также от многочасовых ожиданий в приемной.    Снижается число обращений в пункты неотложной помощи при немецких больницах.

Важно отметить, что по мнению специалистов, легализация телемедицины позволит затормозить стремительный рост расходов больничных касс и упростит обращение к врачам малоподвижным больным. Поэтому и министр здравоохранения йенс шпан   приветствовал решение конгресса немецких врачей.

Однако, общество защиты интересов пациентов считает, что обеспечить высокое качество такого лечения невозможно,  что вся затея с телемедициной служит только цели уменьшения расходов больничных касс или перераспределения их средств от очно практикующих врачей к  колл-центрам медицинских концернов.

Не в восторге немецкое объединение домашних докторов   и врачебная палата берлина. «личный контакт между врачом и пациентом будет и далее мерилом всех вещей, — считают во врачебной палате. — использование цифровых форм передачи информации может быть — в отдельных случаях — лишь разумным дополнением».

Дистанционный смотритель

Ситуация в казахстане с его низкой плотностью населения и огромными территориями, суровым климатом, уровнем доходов   населения, иная. Здесь телемедицина зачастую может спасти жизнь пациенту.

Напомним, с 2004 года в нашей республике реализуется проект по созданию и развитию национальной телемедицинской сети (нтмс). Главная цель — получение пациентами консультаций квалифицированных врачей вне зависимости от удаленности от областных и республиканских медцентров. Этот проект позволяет серьезно снизить извечный разрыв между городом и селом в части доступности специализированной и высокоспециализированной медпомощи. И это, бесспорно, важнее всех иных цифровых проектов, направленных на приближение условий жизни сельского населения к городскому.

По данным официального сайт минздрава рк http://www.mz.gov.kz, сегодня нтмс объединяет 199 объектов здравоохранения по всей стране и подразделяется на районный, областной и республиканский уровни. Медики районного уровня (141 районная и городская больница) могут получить консультации от своих коллег из областных больниц и республиканских медцентров.

По мнению экспертов, своевременная и правильная постановка диагноза и назначение лечения с помощью позволяет медикам оперативно решать вопросы экстренного оказания медпомощи пациентам. А это не только здоровье, но и спасенные жизни.

К примеру, с помощью телемоста хирурги высшего уровня могут консультировать коллег районных отделений во время некоторых экстренных операций, когда им не хватает опыта и знаний, а промедление смерти подобно в прямом смысле. В этом случае по сути хирург –консультант проводит конференц-операцию. Американский опыт говорит о том, что 91% подобных операций проходит успешно.

Кроме того, нтмс —  экономия средств пациентов, избежавших дальних поездок, а также снижение затрат медорганизаций на доставку и сопровождение тяжелобольных в областные или республиканские клиники.

Всего пациенты медицинских организаций получили с 2004 по 2016 годы высококвалифицированную медицинскую помощь посредством 133392 телемедицинских консультаций.

Только в 2015 году проведено 24 970 телемедицинских консультаций по различным нозологиям. Наиболее востребованы были консультации по кардиологии – 5 600 сеансов, пульмонологии – 3 215, неврологии – 2 251 и др.

Нтмс также используется для проведения селекторных совещаний и республиканских штабов по проблемам организаций здравоохранения в режиме видеоконференцсвязи.

Еще один важный аспект — нтмс играет большую роль в повышении квалификации кадров: специалисты из медицинских вузов республиканских нии и национальных центров проводят обучающие телевизионные лекции и семинары для медработников областных, районных больниц по профильным заболеваниям.

Как утверждает сайт https://articlekz.com,  в высокоразвитых странах, с введением телемедицины в среднем на 3% повысился уровень медобслуживания, создание телемоста между вузами увеличило уровень образования на 10%, создание единой базы данных между медицинскими центрами и медвузами увеличило уровень образования в них на 26%.

Стоит отметить, что страховые компании видят в телемедицине большие перспективы для роста своей отрасли. Так, директор департамента   ао «казахинстрах» тимур дильмухамбетов сообщил сми, что   для страховщиков телемедицина интересна достаточно низким уровнем убыточности. По его словам, в классической медицине страховые выплаты составляют около 90%, а в телемедицине — порядка 30%.

Поскольку для телемедицины необходимы продвинутые it-платформы и прочее расходы, то именно страховые премии позволят сделать этот бизнес рентабельным из-за классической экономии на масштабе.  А для всех казахстанцев   здравоохранение станет более доступным и мобильным.


Последние новости


Комментарии: 0

Комментариев пока нет.

Оставьте комментарий